Профилактика наркомании
Учите получать удовольствие
Наркотики, как и алкоголь — самый быстрый и простой способ получить удовольствие. Если ваш ребенок с детства имеет хобби и интересы, поглощающие его время без остатка, то ему, во-первых, не хватит времени на наркотики, а во-вторых, они окажутся не нужны.
Подросток привыкнет получать удовольствие от совсем других вещей. Только хобби, конечно, должны быть добровольными. Обязательно дайте ребенку возможность искать себя, поскольку угадать, что способно его действительно увлечь, очень трудно.
У детей есть особенность – раз в несколько лет у них наступает так называемый критический возраст, после которого личность меняется. Ребенок ищет себя, и в этих поисках его может бросать из стороны в сторону.
«Начал собирать марки – бросил, играть в шахматы – бросил, пошел в секцию – бросил, — это совершенно нормальное явление».
Чем больше у ребенка возможностей для развития, тем выше шансы, что появится постоянное увлечение, которое займет его свободное время. И тем ниже риск развития зависимого поведения, в том числе и от наркотиков.
Распространено заблуждение, в результате которого в российских семьях часто встречается полное молчание о наркотиках. Практикуется не говорить об их существовании и опасности, откладывая разговор на потом — в надежде, что чем позже ребенок узнает, тем лучше.
Но ребенок все равно узнает — в школе, из телевизора, на улице. Поэтому начните разговор самостоятельно. К этому моменту вы для ваших детей должны быть настоящим авторитетом. Тогда именно вашу позицию ребенок воспримет как истину в последней инстанции.
Необходимо объяснить, что опасны и противозаконны все наркотики – и «тяжелые», и «легкие». При этом общие фразы о вреде наркотиков для организма подростка не убедят – подробно расскажите, чем заканчивается даже безобидное предложение попробовать психоактивное вещество.
Поэтому к моменту, когда ребенок подрос, вам надо обладать всей информацией о вреде наркотиков. Если задается вопрос, поговорите спокойно. Не впадайте в панику и не суетитесь – ведь избыточные эмоции родителей могут стать для ребенка знаком, что тема их сильно волнует и пугает. То есть лишний раз задержать его внимание и вызвать более пристальный интерес.
«Лучше всего воспользуйтесь ситуацией, чтобы поговорить о наркотиках, — например, каким-то случаем, который произошел у тех же соседей».
Учитесь слушать вашего ребенка и будьте аккуратны в разговоре. А вот чего не стоит делать, так это обманывать. Благодаря Интернету можно легко проверить ваши слова и перестать доверять родителям.Успех — это другое.
В молодежной субкультуре наркотики часто связываются с успешностью — многие кумиры молодежи употребляют психоактивные вещества почти открыто. У не обладающих достаточным жизненным опытом подростков возникает ложная мысль о причинно-следственных связях: «Употребляешь наркотики — тебя ждет успех». И здесь очень важно прояснить ребенку картину.
Во-первых, необходимо вести разговор об успехе тактично. Если вы начнете просто очернять кумиров своих детей, скорее всего, быстро потеряете контакт с подростками. Лучше показывать «правильные» примеры, чем нападать на «неправильные».
Во- вторых, очень здорово, если сами родители — увлеченные своим делом люди, при этом еще и ведущие здоровый образ жизни и никак не связанные с наркотиками. В этом случае вы — лучший пример.
«Если папа лежит на диване и при этом настаивает, чтобы сын занимался спортом, вряд ли это увлечет ребенка».
Такие же знакомые и друзья вашей семьи — тоже очень хороший аргумент для ребенка. Другое дело, что озаботиться этими аргументами надо задолго до того, когда ребенок встретится с наркотиками.Знайте друзей.
Основное правило – будьте внимательны и наблюдательны, чтобы сразу заметить все изменения, происходящие с детьми, и вовремя на них отреагировать.
Знайте, в каком окружении вращается ваш ребенок. Поэтому с самого раннего возраста приглашайте в гости его друзей. «Ведь ребенок выбирает не наркотики, он выбирает стиль жизни, связанный с наркотиками».
Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях, станьте своим в этой среде – достаточно присутствовать, не навязываясь. Тогда и вы будете максимально информированы о круге общения вашего ребенка, и для него ваш авторитет вырастет.Благополучная семья – залог безопасности?
Не секрет, что и дети из благополучных с виду семей начинают принимать наркотики. «Даже если папа – уважаемый профессор, — это не гарантия того, что ребенок не станет принимать наркотики. Отец так занят поездками и преподаванием, что у него может просто не хватать времени на общение с семьей».
Очень важен психологический климат в семье – насколько хорошо налажены взаимоотношения, принято ли делиться своими чувствами и переживаниями.
Необходимо, чтобы дети доверяли родителям и не боялись, что за рассказ о контакте с наркотиками или специфической средой их сразу начали ругать или наказывать. В таком случае, они все оставят при себе, опасаясь родительского гнева.
Для развития наркомании требуется благодатная почва. Подросток из семьи с теплой, доверительной атмосферой, даже попробовав наркотик, не сможет оценить его действие. Поскольку удовольствия в его жизни и так достаточно – общение в семье и интересный досуг. Если же человеку не хватает общения, сильных впечатлений и эмоций – наркотик станет им заменителем.Семейные условия, связанные с формированием успешного, "хорошего" поведения:
* уметь разделять самого ребенка и его проступки: "Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)";
* уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;
* не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;
* стремится разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
* постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: "Мне хорошо с тобой... Я рад(а) тебя видеть... Я по тебе соскучился(лась)... Мне нравится как ты... Ты мой хороший(ая)... Ты, конечно, справишься...".
* стремится выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.Семейные условия, определяющие формирование деструктивного "плохого" поведения:
* неопределенные распоряжения без четких границ (часто достаточно одного раза, чтобы донести до ребенка в неадекватной форме важную информацию о том, как получить то, что хочешь. В следующий раз ребенок думает: "Может быть я поднял недостаточно шума, чтобы получить то, что хочу? Я подниму еще больше шума.");
* отсутствие у родителей между собой содружества и четкой позиции по отношению к детям; например, один из родителей не хочет быть авторитарным и, в результате, оказывается настолько уступчивым и услужливым, что теряет авторитет у ребенка, который начинает использовать слабости родителя, чтобы добиться желаемого;
* игнорирование родителями хорошего поведения одновременно с наказанием плохого (чаще такой оказывается позиция отца);
* неполный контроль, когда родители не знают, где находятся их дети;
* непоследовательные дисциплинарные требования и пустые угрозы; постоянное выражение недовольства ребенком;
* стойкий или затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи; "блоки" внутри семьи, неспособность испытывать общие для всей семьи радости;
* неспособность родителей понимать и сочувствовать потребностям своего ребенка; нереальные родительские ожидания по отношению к нему, то есть те случаи, когда родители ожидают от ребенка удовлетворения своих собственных, нереализованных эмоциональных потребностей;
* вера родителей в воспитательное значение физических и других наказаний;Если есть подозрения
В случае, если вам кажется, что ваш ребенок принимает наркотики, а признаки этого обычно хорошо заметны – не тяните с разговорами и не намекайте. Поговорите открыто, сдайте анализ на наркотики, обратитесь к специалистам.
Телефон доверия при Областном наркологическом диспансере.
77-07-00
Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков
Вашим ребенком:ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
бледность кожи;
расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
замедленная, несвязанная речь;
потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
хронический кашель;
плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
беспричинное возбуждение, вялость;
повышенная работоспособность;
нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;
трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
бессонница;
болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
повышенная утомляемость;
избегание общения с людьми, с которыми раньше был близок;
снижение успеваемости в школе;
постоянные просьбы дать денег;
пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео- и аудиотехники;
частые телефонные звонки;
самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересными;
частое вранье, изворотливость, лживость;
уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
неопрятность внешнего вида;
склонность к прослушиванию специфической ГБУЗыки;
проведение большей части времени в компаниях асоциального типа.
ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ:
следы от уколов, порезы, синяки;
бумажки и денежные купюры, свернутые трубочкой;
пластиковые карты с белым налетом по краям;
маленькие ложечки с темным пятном на внешней стороне;
капсулы, пузырьки, жестяные банки;
пачки лекарств, снотворного или успокоительного действия;
папиросы «Беломор» в пачках из под сигарет.